Случайная картинка

Опыт возрождения русских деревень. Г.В. Тюрин

Новое на сайте

Все страницы сайта

Рукопашный бой в России

Много исследователей русской истории единогласно сходятся во мнении о существовании на территории Руси национальной культуры боевых единоборств, имеющей свои отличительные особенности, свою "непохожесть" на то, что предлагает нам Восток.

Русь на заре своего становления и укрепления государственности обладала весьма значительными успехами в области вооружения, обучения профессиональных воинов-дружинников, быстрой мобилизации-сбора боеспособного ополчения, которое подчас представлялось самыми разными возрастными группами, применения разведки, строительства укреплений и крепостей. Об успехах древней Руси на полях брани мы вполне можем судить, оценивая способность государства постоянно выдерживать натиск очень и очень недружелюбных соседей, которыми являлись как жители степей (хазары, печенеги, половцы), так и завоеватели из Азии.

Практически одновременно с "татаро-монгольским" нашествием возникают первые для России вооруженные конфликты со шведским и немецким рыцарством, представляющим западную Европу, из которых русские воины выходят с честью. В последующих столетиях в боевых столкновениях с турками-османами, сибирскими татарами и татарами-крымчаками, шведами, поляками и французами Россия-Русь неоднократно доказывает свой авторитет и великолепную подготовку на полях сражений.

Возникает естественный вопрос- на чем же основывалось такая высокая боеспособность русских воинов в далекое от мирной идиллии время древних и средних веков? Может именно здесь нам стоит поискать примеры зарождения славянских единоборств и основания возникновения русского рукопашного боя? Материалами для нынешних исследователей, изучающих прошлое, служат старинные летописи и былины, устный фольклер и археологические находки предметов вооружения древних славян, элементы росписи церквей и храмов, каменные стелы, которые хранят лики суровых славянских богов. Накапливая и систематизируя самую разную информацию, исследователи строят ясную и непротиворечивую картину развития и формирования на Руси своей национальной воинской культуры.

Основываясь на мифологии и вере древних славян можно заключить о том, что профессия воина носила мистический и в какой то мере сакральный характер. Воины выступают в летописях как внуки Сварога, дети Перуна, они несут в себе особые черты священной избранности.

Судите сами. Атрибуты воина- оружие и снаряжение, являются обязательной частью обрядов древних славян, а танец с оружием, изображающий приемы боя, имеет культовую направленность и характер и передается как тайное знание из поколения в поколение, сохраняя преемственность славянских воинских традиций. Необходимо ясно понимать, что схватка с оружием имела значительный приоритет по отношению к невооруженному единоборству в течении очень длительного периода славянской культуры, и русский рукопашный бой развивался на заре своего появления больше как угодная богу Роду обрядовая традиция, проходящая без "злого" пролития родственной крови. В связи с распространенным у славян поклонением Солнцу-Яриле, солнечная символика не могла не найти свое отражение и в формировании боевых приемов, множество из которых строилось на круговом вращении, раскрутки тяжелого оружия, размахе по широкой амплитуде, более соответствующему экономичному управлению оружием, имеющем чувствительную инерцию.

В связи с общей для боевых движений "солнечной" вращательно-круговой динамикой, приобретают определенный обрядовый и мистический характер сложные двигательные формы, которые сегодня считаются элементами, имеющими отношение к акробатике.

Возможности существования некоего института подготовки особых "магических" воинов, играющих в судьбе своих соплеменников роль как символа божественного покровительства, так и воплощения священной силы рода, многие поклонники Русских боевых искусств придают важное и существенное значение. Данная идея имеет что-то общее с фактами существования воинов-шаманов индейских племен, мистическими воинами- фениями в кельтской истории. Можно вспомнить в таком случае и описание магической воинской подготовки известного по мифам древнеирландского героя Кухулина, обученного женщиной-ведьмой. Он владел исключительно "геройскими" приемами боя. Эти приемы были недоступны прочим воинам, но судя по характеристике, прочим "героям" они все же были знакомы. Это известные в среде реконструкторов русских стилей "прыжок лосося", "стойка на острие копья", "прием геройского крика" и многие другие, также перечисленные в древнеирландском эпосе. Было бы логичным предположить, что существовал также и образец определенного демонстративного поведения, при котором использовались приемы движения, изобличающие для простых воинов сверхчеловеческие и магические боевые умения отдельных представителей воинской элиты.

В какой то мере подтверждает подобные предположения информация, приведенная Мишеневым в его монографии об истории фехтования: по свидетельствам х историков-хронистов, описывающих обычаи варваров, юноши, соревнующиеся между собой в ловкости и боевой подготовке, во время обрядов демонстрирует прыжки и перевороты (через себя) на площадке со специально установленными для празднеств копьями и мечами, стоящими острием вверх. Феноменальная прыгучесть и ловкость воинов отлично видна в сложных и специфичных приемах того времени: бойцы могут перепрыгивать обоими ногами через острый меч, держа его в обоих руках, запрыгивают на умбон щита и используя его в качестве промежуточной опоры легко взлетают через голову противника, атакуя того во время прыжка ударом сзади. Даже и в более позднее время о необычайной прыгучести бойцов есть упоминания в скандинавских сагах: один из викингов в схватке избегает удара копьем благодаря своевременно совершенному прыжку и еще не приземлившись, в щепки ломает это копье ударом ноги.

Давайте отметим еще и тот факт, что воины-славяне знакомы с умением вызывать у себя состояние особой психофизиологической активности, отождествляя себя с каким-либо животным (волком, медведем). В таком состоянии боец не чувствует боли, был способен моментально уклониться от летящего в него оружия, находясь в боевом трансе, становится практически неуязвимым для врага. Многие могут вспомнить замечательную русскую сказку, в которой главным героем является богатырь Вольга. В ходе повествования богатырь подпрыгивает вверх и троекратно (!) перевернувшись через себя, оборачивается серым волком. Вам не кажется, что появление такого момента в сказке не случайно, - а скорее всего связано с характерными воинскими традициями славян - изначально в русской культуре сказка является довольно точным изложением событий, также как и скандинавская сага, подробно повествуя о жизни реальных прототипов.

Мастерство владения холодным оружием следует рассматривать как биомеханическую основу появления рукопашного боя. Излюбленным оружием русского воина был прямой меч, топор, булава. Это оружие предназначалось для противодействия весьма распространенному тяжелому защитному снаряжению, которое проминалось, либо пробивалось только инерционным оружием. Амплитудные движения оружием "в размах" диктовали наличие умения умело маневрировать в бою, уклоняться или подныривать под удар, перепрыгивать через него. Подобным искусством владели не все воины, а как правило, только старшая княжеская дружина, воины из которой одинаково уверено бились и в щитовом строю и выходя в одиночку- "сам на сам" или "сам на вы".

С точки зрения тактики того времени очень выгодным было построение воинов в строй, в цепь. Прикрывающиеся щитами бойцы, нанося удары тяжелым одноручным мечом сверху теснили врага, пока тот не ломал строя и не обращался в бегство. Скорее всего исходя из практики строевого боя на Руси получили распространение конические шлемы, которые удобные для отражения рубящего удара сверху, но сравнительно непрактичные для защиты от горизонтального удара в голову.

Сама система вооружения и защитного снаряжения, имевшая традиционные русские корни со временем претерпела значительные изменения. Будучи широко распространенным на Руси (меч упоминается в летописях в два раза чаще чем сабля) такой комплекс вооружения был ориентирован на пеший бой. С увеличением роли конницы в военных конфликтах с представителями кочевых культур, для конного боя начинает повсеместно использоваться более маневренное и иначе отцентрованное оружие, поражающее противника за счет секущего эффекта - сабля. Несмотря на то, что изначально сабля не предназначалась для целей тяжеловооруженной борьбы и уступает по мощности удара мечу, ее значение в изменении воинских традиций было велико. Вновь приобретает значение легкий и маневренный воин, который пользуется любым типом оружия- от кистеня до лука со стрелами, способный поражать цель на скаку.

В противоборстве двух основных тенденций развития боевого ремесла и формировался тип русского воина, устойчивого против силы, быстрого против ловкости, универсала во владении оружием, ставящего в тупик и западного рыцаря и восточного всадника. Универсальность русского бойца проявлялась и в том, что в безоружной схватке ему частенько удавалось достигать значительного перевеса, - "удавить врага голыми руками", о чем рассказывает одна из летописей, которая повествует о подвиге русского воина Яна Усмаря. Другим весьма известным историческим фактом является победа князя Мстислава, брата Ярослава Мудрого над касожским ханом Редедей. Мстислав в ходе поединка провел успешный бросок, ударив противника оземь, и взяв нож "зарезал Редедю пред полками касожскими", то есть на виду у всего вражеского войска. Тем не менее наибольшее развитие получило использование в рукопашной схватке навыков боя тяжелым холодным оружием. В исторической и художественной литературе неоднократно описывается подвиг русского воеводы Евпатия Коловрата, который выйдя с отрядом около 300 человек против нескольких тысяч монгольского войска, рубился столь бешено и успешно, что опасаясь дальнейшего боя с ним, монголы были вынуждены расстрелять его из осадных камнеметов.

Большинство исследователей связывает русскую традицию кулачного боя и борьбы именно с тем периодом, когда во главе угла стояло тяжелое защитное снаряжение и оружие. Особенно уместны в этот период были навыки борьбы, которые позволяли захватить противника, вывести его из равновесия, свалить-бросит на землю. Удары немного уступали борьбе, так как пробить кулаком доспех и стеганый подкольчужник, рассчитанный на защиту от ударов меча и копья, мог далеко не каждый обученный дружинник. В связи с этим удары кулаком были малоприменимы, и современная форма ударов кулаком, характерная для бокса, стала распространяться ближе к концу XVI века.

Больше всего известны были удары толкающего, сваливающего типа, которыми супротивника старались сбить на землю. В летописях упоминаются удары в полруки, наносимые предплечьем и позволяли на реверсе корпуса по принципу короткого рычага рывковым ударом в шею и верхнюю часть груди свалить тяжеловооруженного и одоспешенного бойца. Подобный технический элемент разработан в айкидо и многих других восточных единоборствах.

Другие удары наносились нижней и внутренней частью кулака, открытой ладонью. Такие названия, как "оплеуха" и "затрещина" связаны с использованием неклассической формы кулака с оставленным сверху большим пальцем, складыванием ладони в горсть, "лодочкой" и.д.

Проведение кулачных боев становилось всенародным развлечением на обрядовых и религиозных праздниках. Бойцы в таком случае чаще сходились в строю, имитирующем шеренгу щитоносцев, прикрывая плечо друг друга и выставив вперед правую руку. Такой вариант боя был подчеркнуто асимметричным, ведь у вооруженного бойца, одна рука выполняла функции щита, другая (правая), становилась мощным оружием. И вот в таких условиях, регулярно практикуя "стенка на стенку", "свалку" русские воины не теряли навыков коллективной схватки, которые так небходимы в реальном вооруженном противоборстве с противником.

Обоеручный бой встречается у профессиональных одиночных бойцов, бьющихся по найму или "об заклад". Для боев стенка на стенку в России периода средних веков часто используются ножи, палки, посохи, кистени и разнообразные заначки в рукавицах. При использовании таких "подручных средств" нередки увечья и смертельные случаи. В целом рукопашный бой средних веков более ориентируется на символическое противостояние противнику вооруженному и в его постоянном приоритете имеется идея об использовании в схватке любого подручного средства. Вероятно, как раз в связи с необходимостью в потешных сражениях имитировать вооруженное столкновение, получили распространение особые дубинки и шесты для кулачного боя, известные по исследованиям культуры древнего Новгорода. Скорее всего, без подобного "игрового" снаряжения в потешные бои выходили именно профессиональные дружинники, а прочие были вынуждены уравниваться с ними в игровых боях за счет подручных средств. Такая идея сразу приводит нас к мнению о определенной и четкой регламентации средневековых потешных боев и наличии в них социально обусловленных ограничений. Таким образом, жители любого поселения находятся не только в постоянной мобилизационной готовности, но и представляют из себя обученное коллективной тактике боеспособное ополчение. А разные направления борьбы, которые сейчас известны как "борьба в крест", "на поясах", "в схватку" и т.д. являются образцами изолированных групп индивидуальных соревновательных силовых упражнений, подобных современному армрестлингу.

С эпохой появления огнестрельного оружия и регулярной армии западного образца в России начинается период формирования официальных армейских приемов фехтования клинковым оружием и фланкировки (управления копьем, пикой, штыком). Приемы боя систематизируются и повсеместно входят в боевые уставы Русских войск. Знаменитые русские полководцы Румянцев, Суворов становятся не только крупнейшими военными тактиками своего времени, но серьезными разработчиками "авторских" методик обучения владению оружием рукопашной схватки.

В результате русский штыковой бой не уступает лучшей в то время шведской армии, иррегулярная казачья конница наводит ужас и панику на отборные польские и французские части, регулярная тяжелая конница Российской армии легко конкурирует с немецкими рейтарами.

Особенности развития рукопашного боя этого периода связаны с сравнительно невысоким качеством огнестрельного оружия и большим процентом схваток на близкой дистанции, удобной для поражения противника в конном бою пикой или саблей, в пешем - штыком и шпагой. Рукопашный бой того времени без применения оружия не имеет в военной службе применения и не зафиксирован в архивных документах. Армия России Петровских времен доказала штыком и саблей свой приоритет на полях сражений. В рукопашном бою без оружия авторитет России все еще не был высоким. Основы техники английского бокса начинают появляется вместе с заезжими профессионалами из Европы, вызывая снисходительный интерес в Российской военной общественности. В то время никто еще не готов признать, что техника бокса, которая только начинает складываться будет иметь впоследствии преимущество над грубой силой. В различных источниках встречаются описания боя, проведенного по указу Петра I, между английским боксером и не обученным боксу, но исключительно рослым и сильным петровским гренадером (по другой версии - матросом). Авторами этих сообщений считается, что в подобных схватках русская сила духа и природное здоровье получают преимущество над иностранными хитроумными приемами, но подобный взгляд целесообразен лишь с патриотической точки зрения. На самом деле, в терминологии кулачного боя удар кулака, сформированного по правилам бокса и наносящийся передней (фронтальной) частью, начинает называться "ударом на аглицкий манер".

Период заимствования определенных технических элементов из различных видов борьбы тюркоязычных народов, а также проникновения восточных единоборств (джиу-джитсу) в конце 19, начале 20 века позволяют судить об некой утрате традиций русских единоборств, потерявших к этому моменту свое идеологическое и функциональное значение. Уникальность русской традиции единоборств видится прежде всего в том, что это феномен духовной жизни русского народа, связанный с национальным самоосознанием и общественными нравственными ценностями. Именно поэтому трудно рассуждать о философии или технике русского боя, его сходстве либо различии с иными системами единоборств. Духовное наполнение боя, его праведность всегда стояли намного выше конкретных форм действий, приемов или методов поединка, и эта черта до сих пор ярко отражается в характере русского бойца. Идеи жертвенности, стоического терпения в противоборстве злу, готовности идти на отчаянный риск с бесшабашной удалью неизменно сопутствуют облику русского воина.

И нет серьезного боя там, где нет нарушения правды и справедливости. Только за святые цели можно сражаться и погибнуть, идя в бой лишь силой духа и воли. Все виды боя как обрядового так и игрового характера в соответствии с русскими воинскими традициями были средством пробуждения и укрепления духа. Возможно именно в этом и состоит главная ценность идеи русского рукопашного боя, а попытки упорного поиска современными адептами русского стиля некой тайной системы приемов- всего лишь нежелание принять идею воспитания нравственности и доброй воли как главного стержня русской традиции единоборств.

Первые известные системы боевого стиля стали создаваться в Советском Союзе в 20-е годы ХХ века и претендовали на статус "советского боевого искусства". Им не приписывалось ни древнее, ни рабоче-крестьянское происхождение, они носили сугубо прикладной характер и были призваны стать оружием, в первую очередь, для сотрудников ВЧК -- ОГПУ -- НКВД.

Одна из первых прикладных советских боевых систем была разработана специалистом НКВД Нилом Ознобишиным. Она объединила в себе удары кулаками из английского бокса, удары ступнями и локтями из французского бокса; бросково-болевые и удушающие приемы из дзю-дзюцу и кэтча (вольноамериканской борьбы), технику работы с тростью и финским ножом.

Параллельно с Н. Ознобишиным свои исследования вел В. Спиридонов. К 1933 году им была разработана на практике техника самозащиты на основе приемов дзю-дзюцу, английского и французского бокса, а также традиций отечественного кулачного боя. На базе этой техники была создана система приемов защиты от разнообразных захватов и от нападения вооруженного противника, предназначенная для милиции, органов госбезопасности, пограничных и конвойных войск. Эта система получила название "сам", измененное впоследствии на "самоз" и, наконец, на "самбо" ("самозащита без оружия").

Независимо от В. Спиридонова свою систему создавал В. Ощепков. Еще в 1911--1914 годах он прошел курс обучения дзюдо у самого Кано Дзигоро в Кодокане, а в 1922--1925 годах находился в Маньчжурии, где познакомился с рядом стилей ушу. Система Ощепкова называлась "борьбой вольного стиля", а затем "борьбой в одежде -- дзиу-до". В ней были устранены японские ритуалы, жесткое татами было заменено мягким толстым ковром, а техника дзюдо дополнена приемами китайского ушу и национальных видов борьбы народов СССР. В. Ощепков стремился познакомить со своей системой как можно больше людей и объявленный "врагом народа" за пропаганду боевого искусства самураев был репрессирован в 1937 году. Базовая техника системы Ощепкова включала в себя броски, рычаги, удушения, удары руками и ногами; на ее основе были разработаны приемы защиты от нападения вооруженного противника и приемы рукопашной схватки двух невооруженных противников.

Элементы систем Спиридонова и Ощепкова были объединены в 1940 году В. Волковым, создавшим на их основе курс обучения для школ НКВД. Эта работа была продолжена А. Харлампиевым, который к 1949 году создал современную технику борьбы самбо. Из нее были исключены удары, удушения, опасные броски и приемы защиты от вооруженного противника, и самбо превратилось в чисто спортивный вид борьбы. Но одновременно была разработана техника боевого самбо, которое впоследствии стали называть рукопашным боем. В нем не только был сохранен весь комплекс ранее созданных приемов, но и были добавлены наиболее эффективные техники из различных восточных и западных единоборств.

За последние десять лет в России появилось множество школ и направлений, объединенных термином "русский стиль". Как правило, они носят фольклорно-этнографический характер и претендуют на глубокие, исторические корни. Среди них можно назвать такие системы, как славяно-горицкая борьба, буза, скобарь, лесной воин, коло, тризна, лютый бой, кружала, челдон, приклад и другие. Они имеют собственную терминологию и символику, их духовной основой объявляются язычество или православие, провозглашается их принципиальное техническое, тактическое и психологическое отличие от восточных боевых искусств. На самом деле в их основу положено самое разнообразное смешение приемов отечественного и восточного происхождения, а их создатели пытаются переносить на русскую почву традиции восточных школ боевых искусств.

Очевидно, что славянская культура располагала совершенной системой боевых искусств и воинской подготовки, о которых, как ни странно, мы знаем значительно меньше, чем о боевых искусствах Дальнего Востока. Исследования данного пласта отечественной культуры являются весьма актуальными и приоритетными на кафедре спортивно-боевых единоборств Академии Физической Культуры им. П.Ф. Лесгафта, которая, как старейшее специализированное учебное заведение страны, может ссылаться только на выводы, соответствующие принципу научности.

Боевые искусства России

* Фри Файт Каратэ
* УНИБОС Медведев
* КОРОСУ
* Самбо
* Стеношный бой
* Оперативное каратэ
* Рукопашный бой
o Армейский рукопашный бой
o РУБ (Реальный Уличный Бой)
o Русский стиль (боевое искусство)
o Система Брандер
o Стиль Чемисова
o Светояр
o Славянский Стиль Самозащиты
o Славяно-горицкая борьба Белов А.
o Стиль Кадочникова Кадочников А.А.
o Буза (боевое искусство) Базлов Г.Н.
o Система РОСС Ретюнских А.И.
o Сибирский Вьюн Скогорев Д.В.
o Система Рябко Рябко М.В.
o Система ШКВАЛ Лавров А.Л.
o Любки Шевцов (Андреев)А.
o С.П.А.С (Специальная Прикладная Армейская Система)
* Бакланка
* Система Шехова
*КОИ (стиль А. Кочергина)

Источники:
rusvoin.msk.ru/readarticle.php?article_id=4
boevieiskusstva.narod.ru/razboev.html
ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%B5%D0%B2%D1%8B%D0%B5_%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0#.D0.91.D0.BE.D0.B5.D0.B2.D1.8B.D0.B5_.D0.B8.D1.81.D0.BA.D1.83.D1.81.D1.81.D1.82.D0.B2.D0.B0_.D0.A0.D0.BE.D1.81.D1.81.D0.B8.D0.B8

4.77778
Средняя: 4.8 (9 votes)
Ваша оценка: Ничего